Личные границы
Личные границы статья.
Четыре упражнения для определения личных границ.
Тест.
Личные границы человека – своеобразный свод правил и законов
Чтобы взаимоотношения людей были упорядоченными, государство создает свод законов и правил. Они необходимы для обеспечения физической безопасности граждан и соблюдения их личных прав. Это гарантия неприкосновенности личного имущества и т.д.
Не соблюдение законов государства приводит к анархии и самым трагическим последствиям как для страны, так и для отдельного гражданина.
Каждый взрослый человек знает о своих правах и обязанностях. Он понимает, как следует поступать в различных ситуациях. То же самое и с личными границами. Если физические рубежи необходимы для обозначения частного владения, то личные границы определяют черту, за которую нельзя переступать при общении людей друг с другом и взаимодействии с социальными системами.
Что дают психологические барьеры?
Благодаря четко установленным границам, мы способны идентифицировать личные ощущения, убеждения и эмоции. Нести за них осознанную ответственность.
Мы можем выполнять важные действия, касающиеся мыслей и поступков:
- Отвечать за них.
- Контролировать.
- Защищать.
Личные границы обеспечивают психологический комфорт и уберегают внутренний мир от негативных посягательств извне.
Расширенные и условные личные границы
Некоторые люди на практике демонстрируют лишь условные границы собственности. По выражению психологов, они всегда открыты «для импорта». Беспокойство о чужом мнении – причина слыть, а не быть добрым, щедрым, отзывчивым.
Примеры
Человек с условными личными границами:
- Часто испытывает неловкость при необходимости побыть одному. Опасается уединиться, чтобы его не сочли эгоистом.
- Не привязывается к материальным вещам, считая это плохой чертой. Полагает, что не иметь ничего ценного – безопаснее со всех точек зрения.
- Не умеет ответить твердым отказом. Выполняет любые просьбы. Одалживает деньги, зная, что проситель имеет плохую репутацию. Стесняется попросить вернуть долг.
Противоположный психологический тип – так называемые «экспортеры», люди со слишком расширенными границами. Их характерная особенность – неумение считаться с интересами других и склонность «поглощать» все пространство вокруг себя.
Примеры
- Нежелание и неумение ценить чужое время. Человек способен часами беседовать на любую тему. Ему не важно, интересует ли она собеседника. Может позвонить или прийти в неподходящее время. Требует внимания к себе, не считаясь с интересами другого.
- Готовность без стеснения и сомнений постоянно принимать физическую и психологическую помощь. Расширенные границы человека не предполагают сферу интересов и возможности других людей.
- Размытые представления о собственности. В список может входить супруг или супруга, ребенок или другие родственники, а также коллеги по работе, друзья, знакомые. Этим список не ограничивается. Люди «не видят» чужих границ, считая своей собственностью место работы, вещи сотрудников и т.д.
- Способность взять силой то, что не отдали добровольно. Если человек не получает желаемое, он не считает зазорным отнять его силой.
Абсолютно по-разному относятся два перечисленных типажа и к ответственности.
Люди, взваливающие на себя непосильный груз забот, полагают, что получили очередной выговор заслуженно из-за плохого выполнения обязанностей. Добровольно принимают на себя роль жертвы и соглашаются с любым, даже самым нелепым обвинением. Им кажется, что они все делают плохо и всем должны. Изо всех сил пытаются услужить.
Рецепт счастья – угодить и получить похвалу.
«Если я буду стараться, научусь угадывать желания других и сумею все делать правильно, то моя жизнь чудесным образом изменится. Все будут меня любить. Я буду счастлив» –размышляет такой человек.
Пример. Жена терпит тиранию мужа, ведь она испортила блюдо, не выгладила вовремя рубашку, плохо убрала, забыла купить хлеб на ужин и т.д. У нее существует огромная потребность в похвале и признании заслуг. Она идет на все, чтобы получить желаемое.
В другом случае персонаж не собирается нести ответственность вообще. И не только за близких, но и за себя. Он не видит своей вины в конфликте, не принимает критического замечания и старается избежать любого обязательства.
Пример. Работник не справляется с проектом, срывает сроки. Варианты поведения – попытки переложить работу на другого или бесконечные вопросы и требования разъяснений – как работу выполнить. Интересен также пример с мужчинами, которые избегают женитьбы или, будучи в браке, не выполняют отцовских и бытовых обязанностей. С их точки зрения семья приводит к нарушению личных, тщательно оберегаемых ими границ.
И тот, и другой типаж – это человек, пытающийся выстроить отношения. Он поступает, руководствуясь своими представлениями о личных границах и правилах взаимоотношений между людьми.
Как нарушают личные границы
Для выяснения проблемы следует честно ответить на пять вопросов:
- Чем я руководствуюсь, выполняя чужую просьбу? Желанием помочь или угодить?
- Как часто я говорю «да», если хочу сказать «нет»?
- Выполняю ли я роль «жилетки» для людей, совершенно не интересующихся моей жизнью?
- Часто ли я вынужден оправдываться перед другими?
- Мне легче согласиться с чужим мнением или высказать свое?
Как выстроить и отстоять личные границы
Психологи используют гештальт-терапию при работе с нарушением личностных границ у пациентов. Различные упражнения оказывают стабильный позитивный результат.
В первую очередь необходимо научиться:
- Дистанцироваться от опасной или неприятной ситуации. Если это невозможно сделать физически, практикуйте эмоциональное отторжение.
- Адекватно применять слова «да» и «нет». Открываться для «импорта» и «экспорта» в зависимости от ситуации и без нанесения вреда себе. Это не отсутствие сострадания к людям. Если чужие несчастья – источник депрессии, речь идет о вашем саморазрушении.
- Сближаться с людьми, которые не будут вас «заряжать» неприятными переживаниями. Психологический комфорт и безопасность – прежде всего.
При взаимоотношениях с окружающим миром следует учитывать свои интересы и интересы других людей. Соблюдайте разумный баланс. Перевес в любую сторону неизбежно приводит к негативному результату.
Четыре упражнения для определения личных границ
Все рекомендации по формированию личных границ основаны на транзакционном анализе — одном из направлений современной психотерапии, — поэтому в описании заданий могут встречаться термины «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый»: три состояния нашего эго, которые отвечают за различные реакции и поведенческие мотивы. Регулярно выполняя эти упражнения, вы научитесь различать голос каждого из своих состояний, а также принимать решения исходя из разумного представления о личных границах, которое принадлежит Взрослому. Тем не менее это не означает, что реакции остальных состояний не имеют ценности: важен голос каждого, однако конечное решение всегда должно оставаться за Взрослым.
Узнай себя
Возьмите дневник, тетрадь или блокнот для записей и в спокойной обстановке вспомните, что происходило с вами в течение прошлой недели. Когда вы уделяли время себе, заботились о себе, занимаясь тем, что вам нравится? И наоборот: когда вы упрекали себя за лень, непродуктивность, ошибки? Запишите свои наблюдения, но не стремитесь сразу же делать какие-то выводы.
Цель упражнения — отрефлексировать, а не осудить, понять, когда вы действительно делаете то, что хотите, а когда бываете излишне строги, ведь любая работа над собой начинается с понимания и принятия.
Ваши личные границы
Упражнение помогает на практике определить конкретные комфортные рамки ваших физических личных границ. Для его выполнения вам понадобится помощник, однако это не может быть ваш друг или член семьи, потому что в отношениях с близкими границы уже, как правило, давно определены. С малознакомыми людьми дела обстоят совсем иначе.
Встаньте друг напротив друга на комфортном расстоянии (обычно достаточно 1–2 метров). Выполняя упражнение, вам необходимо оставаться на месте, в то время как ваш знакомый будет медленно сокращать расстояние. Один шаг навстречу вам раз в 30 секунд: интервал нужен для того, чтобы у вас было время оценить свои ощущения.
Попробуйте зафиксировать, на каком расстоянии вы начали ощущать легкий дискомфорт. А когда напряглись чуть сильнее? Когда захотелось убежать, отойти или оттолкнуть человека? Все эти ощущения — сигналы вашего организма, который пытается предостеречь от опасности. Запомните, какое расстояние для вас комфортно, и в следующий раз пресекайте любые попытки людей вторгнуться в ваше личное пространство.
Визуализация границы
Упражнение поможет идентифицировать границы, понять свое к ним отношение и изменить его. Чтобы начать, закройте глаза, представьте безграничное поле и себя, определите свое место в этом пространстве, а затем постройте вокруг воображаемые границы. Как они выглядит? Из какого материала состоят, есть ли двери, окна? Чувствуете ли вы себя спокойно — или, наоборот, ощущаете тревогу, одиночество? Если границы в вашем представлении носят скорее негативный оттенок, попробуйте представить их иначе — например, в виде красивой живой изгороди вместо колючей проволоки.
Теперь представьте свою семью, друзей, коллег и просто знакомых и расположите их вокруг себя. Возможно, кто-то окажется за пределами границ, а кто-то — прямо рядом с вами. Что вы ощущаете теперь? Удобно ли вам общаться с людьми, находящимися за вашими границами? Запишите или зарисуйте то, что чувствуете.
Стол дискуссий
Известны ли вам ситуации, когда невозможно договориться с самим собой? Одна часть капризно кричит: «Хочу на море», другая говорит: «Сейчас не лучшее время», а третья просто ждет, когда же все это прекратится. Упражнение поможет решить такие ситуации, расставить все по своим местам и примириться с самим собой.
Представьте, что три ваших состояния — Ребенок, Родитель и Взрослый — сидят за столом, в центре которого располагается проблема, требующая решения. Каждое из состояний вашего эго на эту проблему реагирует по-своему: Ребенок выражает эмоции, Родитель судит, правильно он поступает или нет, а Взрослый, прислушиваясь ко всем, выносит финальное решение. Вспомните любую проблему, которая беспокоила вас на прошлой неделе, и попробуйте сконцентрироваться на ней. Что вы чувствовали? Как реагировали? Может быть, запрещали себе что-то? Как повели себя? Или как повели бы себя теперь, разобрав проблему?
Отвечая на эти вопросы под разными углами, вы дадите «выговориться» каждому вашему «я», дадите им право быть услышанными и сможете здраво оценить ситуацию, а значит, научитесь адекватнее определять границы допустимого.
ТЕСТ
Оцените верность каждого утверждения по отношению к себе по следующей шкале:
A – совершенно неверно;
B – скорее неверно, чем верно;
C – иногда;
D – скорее верно, чем неверно;
E – это полностью относится ко мне.
1. Мои чувства незаметно перетекают одно в другое.
2. Мне очень легко вспомнить свои детские чувства.
3. Меня легко обидеть или задеть.
4. Много времени у меня уходит на мечты и фантазии.
5. В художественной литературе театре и кино я предпочитаю четкие сюжеты, имеющие определенное начало, середину и конец.
6. Хорошей организацией можно назвать только такую, в которой все четко представляют себе свои обязанности и ясно, кто за что отвечает.
7. Всему есть свое место, и все должно быть расставлено по своим местам.
8. Излишняя близость с другими людьми иногда меня пугает.
9. Хорошие родители – всегда немножко дети.
10. Я легко могу представить себя каким-нибудь животным.
11. Когда что-нибудь случается с близким мне человеком, я чувствую себя так, словно это случилось со мной.
12. Берясь за какую-то работу, я не люблю связывать себя планом действий, а во многом следую интуиции.
13. Персонажи моих снов часто переходят один в другой, оказываются другими людьми.
14. Часто мне кажется, что на меня влияют посторонние, таинственные силы.
15. Невозможно провести четкие границы между нормальными людьми, невротиками и просто сумасшедшими.
16. Я –человек приземленный, практичный, реалистичный.
17. По характеру я мог бы быть поэтом, художником, артистом.
18. Иногда я слышу, что кто-то зовет меня по имени, но оглянувшись не нахожу никого.
А теперь подсчитываем результаты теста.
В ответах на вопросы №№ 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 поставьте себе:
1 балл – за ответ A,
2 балла – за ответ B,
3 балла – за ответ C,
4 балла – за ответ D,
5 баллов – за ответ E.
Ответы на вопросы №№ 5, 6, 7 и 16 оцениваем по обратной схеме:
5 баллов – за ответы A,
4 балла – за ответы B,
3 балла – за ответы C,
4 балла – за ответы D
5 баллов – за ответы E.
Результаты:
– средний человек со средними «границами» набирает обычно 35 очков;
– 50 и более очков – ваши барьеры слишком тонки;
– 20 и менее – слишком толсты.
Напишите в комментариях Ваш результат
50 баллов. Я не знаю как составляются эти тесты) Кажется что со мной всё хорошо! Оказывается нет)
Тест не является истинной в конечной инстанции, если вы чувствуете себя хорошо и спокойно то все ок
53 балла-ваши барьеры слишком тонки
Надо работать над собой